Не только иностранные делегации приезжали на наши заводы. Бывало, что и наши рабочие делегации приезжали к ним, по обмену передовым капиталистическим опытом, так сказать.
Как-то работал со мной один токарь, по фамилии Грач. Ну токарь от бога, хотя и на фрезерном да и почти на любом другом станке мог сбацать. Вот в качестве поощрения и попал он однажды в такую делегацию на автостроительные заводы Западной (тогда еще) Германии. Главный обмен опытом конечно заключался в шаровых банкетах, за счет профсоюза. Тем более, что денег им обменяли в количестве 8 ихних марок, не разгуляешься. Однако надо и свою марку держать. Так что по заводам ходили с серьезными мордами и умные вопросы задавали, чтоб значит не смотрели на них, как на дикарей из прошлого века.
Вот в какой-то момент подводят их к рабочему, который точит очень ответственный вал для автомобиля. Работает по немецки обстоятельно, размерчики все проверяет, проходит с малой подачей, не спеша... ну ясно, немец. Бригадир его объясняет, что деталь очень точная, допуски там и все такое, на изготовление уходит ровно 1 час и 23 минуты... тут гудит сирена, наш немец останавливает станок и отправляется на обед - дисциплина превыше всего.
И тут один из наших решил наконец показать, что мы тоже не лыком шиты. Спрашивает бригадира:
- А можно мне эту деталь закончить?
- Пожалуйста, если сможете.
Ну наш смотрит на лежащий тут же чертеж, все понятно, токарь то высшего разряда. Ну и приступил. Для начала прибавил оборотов, подачу увеличил, поехали.... через минут 15 заканчивает вал, снимает, отдает бригадиру. Тот вежливо улыбается, снимает размеры - все в допуске. Бригадир причмокивает губами, мол здорово, а наш разохотился - давай еще один сделаю. Ну давай.
Ставит заготовку, врубает, минут через 45 готов еще один. Наши все грудь колесом, мол знай наших. Возвращается токарь. Смотрит в непонятках на происходящее, начинает по немецки с бригадиром объясняться, причем тон идет на повышение. В конце концов машет рукой, отправляет два только что выточенных вала в ящик для отходов и принимается за работу. Обидно как-то, наши рвутся доказать, что смотри, все же по допускам, но тут переводчик так тихо говорит, ребята, пошли отсюда. Отошли подальше, переводчик и объяснил, что, по словам немца, при такой скорости резки не выдерживается температурный режим, вал перегревается, меняет структуру металла и пробегает в результате вдвое меньше положенного. А обижался немец на то, что запороли почти готовую деталь и лишили его честного заработка. На этом стахановское движение за рубежом и закончилось
Фигня это все. На деле пока не увидишь цвета побежалости, ничего со сталюкой не случиться. Так при точении греется в основном стружка. А детали с высокой вышки. Более того, есть некая граница, когда идет прижог детали. Так на малых подачах и оборотах еще не греется. Увеличишь, обороты, и подачу, поймал прижог. Увеличил подачу, прижег испарился. Так в свое время именно немцы показывали, что именно точить надо быстро. И с высокой подачей. Тогда распространение температуры имеющую ограниченную скорость, не успевает за резцом. И в итоге деталь остается просто теплой.
ОтветитьТак что это или тупое не знание новых методов немчурой, или просто байка.
хм , не думал что у токоря высшего разряда есть время и силы на чтение такой лабуды , :))) , шучу конечно , а так познавательно , знать свойство металла это привилегия узкого круга лиц
ОтветитьМой отец всю жизнь проработал на станках (почти на пенсии уже).
ОтветитьОн говорил, что при подобной работе большую часть тепла берет
на себя именно СТРУЖКА.
Я не технарь, но кое в чем разбираюсь; и мне тоже неясно- это до какой же именно температуры нужно нагреть вал, чтобы сталь начала менять свои свойства?..
Интересно было бы знать...
до 1000 градусов. :)
ОтветитьНе пойму одно, если они так боятся перегреть, то почему не охлаждали эмульсией...
до 1000 градусов. :)
ОтветитьНе пойму одно, если они так боятся перегреть, то почему не охлаждали эмульсией...